Эмблема

Ассоциация родительских комитетов г.Екатеринбурга

[Главная] [Об Ассоциации] [Документы] [АНТИ-ХОЛИС] [Ссылки]



Рецензия зав. кафедрой психологии развития личности МаГУ, кандидата психологических наук В. Крыгиной и профессора кафедры психологии развития личности МаГУ, кандидата психологических наук Н. Крыгиной от декабря 2005 г. на программы «Ресурсы здоровья: Профилактика рискованных видов поведения у детей дошкольного возраста» и «Комплексную модульную обучающую программу в рамках проекта “Здоровое будущее детей”»

 

Рецензируемые программы разработаны авторским коллективом под руководством В.В. Лозового и Т.В. Лозовой (МЦ «Холис» г. Екатеринбург), имеют общую идеологическую и методологическую основу и спонсированы Детским Фондом ООН (ЮНИСЕФ). В пояснительных записках указывается, что программы нацелены на проведение профилактической работы рискованных форм поведения (наркозависимости, алкоголизма и др.) на протяжении всего детства. Анализ данных методологических разработок позволяет нам сделать общий вывод о недопустимости их использования в образовательных и воспитательных учреждениях России вообще и г. Екатеринбурга, в частности, как имеющих подрывной, деструктивный характер, разрушающий традиционную для нашей культуры систему ценностей.

Основные замечания, на наш взгляд, можно свести к следующему:

1) Под видом борьбы с наркоманией, алкоголизмом, ВИЧ/СПИДом и т.д. в них ведется активное насаждение культа потребления на протяжении всего периода дошкольного и школьного детства. В качестве идеала воспитания выступает самоуверенный потребитель, знающий как получить удовольствие от жизни. В этом суть программ. Дети приучаются анализировать своё поведение не с позиции традиционных для нашей культуры нравственных ценностей, а с точки зрения собственной выгоды. Поэтому не удивительно, что даже в том случае, когда обсуждается тема физического насилия (Программа II, с. 167), всерьёз ставится вопрос: «Какое поведение выгодно». В результате получается просто наукообразный обман: ребёнок, прошедший данный курс обучения, сам неизбежно будет ориентирован на поиск удовольствий в системе материальных ценностей. В психологии изучено, что наши потребности не насыщаемы – удовлетворение одних порождает возникновение других. Эта гонка за удовольствиями путём удовлетворения всё новых и новых потребностей постепенно приводит человека к чувству разочарования от жизни, бессмысленности своего существования. И, как следствие, – возникают желания либо получать более сильные, неизведанные ощущения (например, через наркотики, алкоголь и др.), чтобы «забыться» и не о чём не думать, либо покончить с жизнью. Таким образом, данные программы в действительности нацелены не на профилактику (как они заявляют), а на формирование рискованных видов поведения у детей и подростков.

2) Под лозунгом формирования «общечеловеческих ценностей» (Программа I, с. 23) в рецензируемых программах исподволь разрушается православная система ценностей, которая имеет стержневой характер для российского менталитета (девальвируются ценности милосердия, благотворительности, целомудрия, самопожертвования и др.). Насаждается негативное отношение к русским традициям. Так, например, при обсуждении с подростками темы «Устройство государства. Три сектора экономики» указывается, что «православная традиция заставляла... наиболее неблаговидные поступки искупать покаянием и благотворительностью... Как следствие, русские купцы и предприниматели начинают безвозмездно финансировать строительство школ, институтов и др.» (Программа II, с. 48). Тут же указывается, что «в сознании культурных народов возникло убеждение во вреде неразборчивой подачи милостыни» (там же, с. 46), т.к. такая деятельность «не столько уменьшает бедность, сколько плодит профессиональное нищенство» (там же, с. 46).

Активно разрушаются традиционные ценности семьи, ведется растление молодежи. Ценность целомудрия даже не рассматривается. Так, например, на занятии 4 «Непростые отношения» проигрывается ситуация вступления «в безопасную половую связь». Подростками обсуждается видео-спектакль с характерным названием «Кто следующий?», по сюжету которого девушка Синди на день рождение Гнома хочет «подарить себя», но затем передумывает. Гном растерян, обижен, разозлен. «На выручку приходит друг, который говорит, что вся проблема в неопытности и необходимости поучиться с опытной современной девушкой. Друг подбадривает Гнома, предлагает для храбрости немного выпить, даже учит, как пользоваться презервативом (демонстрация на пальцах)» (см. Программа I, с. 94).

Подобные варианты «сексуального раскрепощения» детей и подростков встречаются в анализируемых программах неоднократно и во всевозможных вариантах. Вместе с тем особо подчеркивается, что гражданский брак (т.е. блуд) – «это идеальный вариант, чтобы узнать друг друга» и что «многие женщины порой с удовольствием живут в гражданском браке...» (см. Программа II, с. 174). Венчанный брак при этом рассматривается как один из возможных, но не выгодных с точки зрения законодательства (там же, с. 172), вариантов оформления супружеских отношений.

Такие образовательные проекты в рамках проекта «Здоровое будущее России», спонсируемое ЮНИСЕФ, выглядят, по крайней мере, очень странно, учитывая то обстоятельство, что в самих Соединенных Штатах с 1996 г. прекращено бюджетное финансирование сексуального просвещения американских детей и подростков, а с 1997 г. на государственном уровне стала внедряться программа «Целомудрие в добрачных отношениях». Было провозглашено, что «брак – основа процветающего общества». На реализацию данного проекта в Америке в настоящее время из госбюджета ежегодно выделяется 150 млн.$.

С нашей точки зрения, такой разрыв в целевых установках на содержание воспитательных программ внутри США и вне их, а в данном случае конкретно для России, преследует цель - снижения рождаемости в странах третьего мира (что было прописано в Меморандуме Национальной Безопасности США) путем создания антисемейных и анти-родительских установок.

Подспудно формируется негативная установка на священнослужителей, т.к. они ограничивают самостоятельный выбор уважающего себя потребителя. Так, «священник требует специального разрешения, выясняет, существует ли препятствия к заключению брака», т.е. подавляет свобод;/ (там же, с. 175).

Отвращение к традиционным для Православия ценностям достигается и путём манипулирования сознанием через подмену привычных понятий на иные, имеющие негативную окраску. Например, понятие «послушание» обозначено в программе как «давление обязательств» (см. Программа I, с. 20).

Разрушение традиционной для российского менталитета системы ценностей не может пройти бесследно. Отечественные и зарубежные ученые (М.С. Каган, Ю. Хабермас и др.) утверждают, что культура выполняет цементирующую роль в обществе и определяется как система, обеспечивающая устойчивые в историческом времени С1ратегии духовного выживания социальной организации. Таким образом, разрушая традиционную для России систему нравственных ценностей, уничтожая его духовный стержень, мы неизбежно разваливаем общество.

3) Реализация программ неизбежно повлечет за собой повышение агрессивности у детей и подростков, т.к. в них дается установка на то, что неотреагированная агрессия разрушает человека. Поэтому детей учат не сдерживать агрессию, а проявлять ее вовне. Так, у дошкольников вводятся упражнение «Подушка» (Программа I, с. 62), где обиженный ребенок учится избивать подушку, предлагается игра «Я люблю свой гнев, обиду...» (там же, с. 48). Подросткам в шутливой форме рекомендуется следующая модель поведения: «если встреченный прохожий просит у вас закурить, самым лучшим действием будет, не дожидаясь нападения, изо всей силы ударить его кулаком в лоб» (там же, с. 170).

4) Программы носят антигуманный характер, т.к. в них широко используются различные техники манипулирования сознанием и поведением человека. В том числе, применяется оккультная по своей природе техника нейролингвистического программирования, об использовании которой открыто говорится на с. 34-38 Программы I.

Таким образом, данные Программы разрушают традиционную систему культурных ценностей, формируют негативную позицию к Православию, наносят вред психическому здоровью детей и не могут быть допущены к использованию в образовательных и воспитательных учреждениях России.

 

Кандидат психологических наук

в миру – зав. кафедрой психологии развития личности МаГУ

монахиня Варвара (Крыгина)

 

Кандидат психологических наук,

в миру – профессор кафедры психологии развития личности МаГУ

монахиня Нина (Крыгина)

 

 

Hosted by uCoz