Ассоциация родительских комитетов г.Екатеринбурга |
[Главная] [Об Ассоциации] [Документы] [АНТИ-ХОЛИС] [Ссылки]
Отзыв доктора юридических наук И.В. Понкина от 20.12.2005 на Письмо начальника Управления образования Администрации города Екатеринбурга Е.Л. Умниковой № 1911-36 от 26.10.2005
На отзыв представлена копия Письма начальника Управления образования Администрации города Екатеринбурга Е.Л. Умниковой № 1911-36[1] от 26.10.2005, направленного начальникам районных органов управления образованием, руководителям образовательных учреждений, подведомственных Управлению образования г.Екатеринбурга.
Отзыв подготовлен по обращению Ассоциации
родительских комитетов г.Екатеринбурга.
Письмо представляет собой подборку извлечений из федеральных нормативных правовых актов Российской Федерации и из одного письма Министерства образования Российской Федерации. Все это сопровождено несколькими краткими «примечаниями» в тексте, а также вводной частью следующего содержания: «В связи с участившимися случаями обращений руководителей образовательных учреждений города и родителей обучающихся в Управление образования Администрации г. Екатеринбурга с просьбой разъяснить вопрос о легитимности обучения детей религии в муниципальных образовательных учреждениях направляем вам выдержки из законодательных актов, в которых рассматриваются взаимоотношения образовательных учреждений с религиозными объединениями по поводу религиозного образования».
Данный текст показывает профессиональную некомпетентность Е.Л. Умниковой в тех вопросах, которым посвящено ее Письмо. А кроме того, правовую некомпетентность юридической службы Управления образования города Екатеринбурга, которая представила Е.Л. Умниковой на подпись безграмотный проект документа или же не выполнила своих прямых обязанностей по юридическому сопровождению деятельности Управления образования в том случае, если указанное Письмо готовилось непосредственно Е.Л. Умниковой. В связи с тем, что на документе стоит подпись Е.Л. Умниковой, это, в первую очередь, показывает низкий уровень ее правовой грамотности, поскольку она не должна подписывать документы, не вникнув предварительно в их суть.
Ущербна содержащаяся в Письме постановка проблемы: «разъяснить вопрос о легитимности обучения детей религии в муниципальных образовательных учреждениях».
В процитированной формулировке неуместно использование слова «легитимность». В устоявшемся юридическом понимании, легитимность – это признание, положительная оценка большинством населения страны действующих в государстве властных институтов, признание их правомерности, признание законности существования какого-либо органа власти, действий должностного лица, события, факта[2]. Использование слова «легитимность» в качестве синонима слова «законность» в официальном письме, претендующем на толкование и разъяснение норм права, вряд ли можно признать обоснованным.
Из приведенной формулировки вводной части Письма не ясно, что имеется в виду.
Если речь идет о правомерности «обучения детей религии в муниципальных образовательных учреждениях», то в этом случае принципиальное обсуждение в целом, правомерно ли такое обучение или неправомерно, бессмысленно. Потому что такая форма религиозного образования уже напрямую закреплена пунктом 4 статьи 5 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997 №125-ФЗ (с послед. изменениями и дополнениями) и Приказом Министерства образования Российской Федерации от 01.07.2003 №2833 «О предоставлении государственными и муниципальными образовательными учреждениями религиозным организациям возможности обучать детей религии вне рамок образовательных программ». Указанный Приказ Е.Л. Умниковой не упоминается и не цитируется в ее Письме, что свидетельствует о том, что таковой ей не известен. Или что этот Приказ намеренно замалчивается Е.Л. Умниковой как дающий возможность уяснить разницу между обучением детей религии религиозными организациями в помещениях образовательных учреждений и преподаванием религиозной культуры и, соответственно, позволяющий выявить осуществляемую Е.Л. Умниковой подмену понятий.
Норма пункта 4 статьи 5 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» устанавливает общий порядок реализации самими религиозными организациями обучения детей религии в муниципальных[3] образовательных учреждениях вне рамок образовательных программ. Такое обучение осуществляется по просьбе родителей или лиц, их заменяющих, с согласия детей, обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Администрация указанных учреждений по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления предоставляет религиозной организации возможность обучать детей религии вне рамок образовательной программы.
Речь здесь идет об обучении религии просто в помещениях муниципальных образовательных учреждений. Следует отметить, что норма пункта 4 статьи 5 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» сегодня достаточно редко применяется. Где были условия для организации таких занятий по обучению религии, где имелась возможность детям приходить на занятия во второй половине дня, там такое обучение было реализовано. Однако существует большая проблема перегрузки учащихся, им просто некогда заниматься во второй половине дня и специально приходить для этого в школу во второй раз за день, особенно в городах. Фактически, это была помощь тем приходам, тем местным религиозным организациям, которые не имели возможности проводить подобные занятия на своих площадях, не имели приспособленных помещений. По мере получения такой возможности приходы стали проводить занятия при храмах. Данная норма была направлена на обеспечение не столько интересов религиозных организаций, сколько интересов учащихся. Опыт Москвы показывает, что данная норма не является сильно востребованной в больших городах.
В этом смысле, маловероятно, чтобы «участились» обращения родителей обучающихся и руководителей образовательных учреждений Екатеринбурга с просьбой о разъяснении «легитимности» этой формы религиозного образования.
Очевидно, что в тексте Письма Е.Л. Умниковой наличествует смешение разных форм религиозного (по содержанию) образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Примечание Е.Л. Умниковой в пункте IV Письма: «на сегодняшний день такой гриф на учебной литературе по курсу “Основы православной культуры” отсутствует» – дает основания считать, что Е.Л. Умникова смешивает (по незнанию или намеренно) обучение детей религии, осуществляемое религиозными организациями в помещениях муниципальных образовательных учреждений без непосредственного участия самих образовательных учреждений, с преподаванием учебного курса «Православная культура» образовательными учреждениями без непосредственного участия религиозных организаций (хотя определенное взаимодействие возможно).
Цитируемый Е.Л. Умниковой пункт 4 статьи 5 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», устанавливающий требования к осуществлению обучения детей религии религиозными организациями в помещениях муниципальных образовательных учреждений, не имеет никакого отношения к преподаванию религиозно-культурологического курса «Православная культура» («Основы православной культуры», а также аналогичных – «Культура ислама», «Культура иудаизма» и др.). Из содержания указанной нормы это совершенно очевидно.
В анализируемом Письме Е.Л. Умниковой представлена такая подборка извлечений из нормативных правовых актов (и одного ненормативного письма Министерства образования), которые, с одной стороны, не отвечают на вопрос относительно правомерности преподавания религиозной культуры в школах (даже на основе добровольности выбора, а только так и возможно преподавание такого курса) и вводят в заблуждение относительно другой формы – относительно обучения детей религии (обучения самими религиозными организациями). Такое Письмо дезориентирует педагогов и руководителей районных органов управления образованием и образовательных учреждений Екатеринбурга.
С другой стороны, нормы, цитируемые в Письме Е.Л. Умниковой никак не препятствуют ни реализации обучения детей религии религиозными организациями (без непосредственного участия образовательных учреждений), ни преподаванию в муниципальных образовательных учреждениях учебного курса «Православная культура» (самими образовательными учреждениями) в том случае, если имеется соответствующий социальный запрос, необходимая востребованность среди учащихся и их родителей[4].
То, что Российская Федерация является светским государством и должна остаться таковым, несомненно. Но понимание светскости должно быть основано на Законе, а не на эмоциях и личных антирелигиозных идеологических убеждениях и пристрастиях. Поэтому очевидное стремление Е.Л. Умниковой представить процитированные в ее Письме нормы как некие препятствия преподаванию учебного курса «Православная культура» в муниципальных образовательных учреждениях (даже на основе добровольности выбора такого курса учащимися и их родителями) вступает в противоречие с действительным содержанием цитируемых ею норм.
Уместно заметить, что лишь частично цитируемое Е.Л. Умниковой информационное Письмо Министерства образования Российской Федерации №01-51-013ин от 13 февраля 2003 г., направленное органам управления образованием субъектов Российской Федерации, информировало, что «курс “Основы православной культуры” не является и не может быть обязательным предметом для всех школ страны или для всех школ субъекта Российской Федерации. Этот курс может вводиться только в каждой конкретной школе на основе решения Совета (Попечительского совета) школы, с участием представителей родителей и реализовываться: а) либо как факультативный курс вне сетки часов (основных занятий), на которые записываются сами учащиеся или, для младших классов - записывают учащихся их родители. В этом случае финансирование преподавания курса обеспечивается или учредителем дополнительно к базовому финансированию школы по государственному образовательному стандарту, или за счет внебюджетных средств школы; б) либо как спецкурс школьного компонента из числа предметов по выбору (при этом другие учащиеся обязательно посещают другие выбираемые ими спецкурсы из списка спецкурсов по выбору). В этом случае финансирование преподавания курса «Основы православной культуры» реализуется, как и обычно для курсов по выбору из школьного компонента, в рамках обеспечиваемого школе финансирования учредителем. Посещение учащимися школ занятий по курсу «Основы православной культуры», в соответствии с вышеизложенным, является не только добровольным для учащихся, но и с обязательного согласия их родителей».
Необходимо остановиться на том, что анализируемое Письмо Е.Л. Умниковой составлено некорректно с юридической точки зрения. Подразделения в рамках одной статьи Конституции Российской Федерации называются частями, а не пунктами. Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» – это именно Федеральный закон, а не Закон Российской Федерации (форма федеральных законодательных актов до принятия Конституции Российской Федерации). Говорится о законодательных актах, в которых «рассматриваются взаимоотношения». В законодательных актах не рассматриваются взаимоотношения, а устанавливаются, закрепляются нормы. Такие «мелочи» допустимы в газетной статье, написанной не юристом, но не позволительны в официальном документе городского органа управления образованием. Наиболее же ярким примером здесь служит отнесение Е.Л. Умниковой Письма Министерства образования Российской Федерации от 13.02.2003 № 01-51-013ин к законодательным актам: «направляем вам выдержки из законодательных актов, в которых рассматриваются взаимоотношения образовательных учреждений с религиозными объединениями по поводу религиозного образования».
Указанное письмо Министерства образования Российской Федерации не было законодательным актом и быть не могло таковым, поскольку Министерство образования (ныне – Министерство образования и науки Российской Федерации), в принципе, не принимает законов. Это Письмо не было нормативным, а носило исключительно информационный характер. Согласно пункту I.2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 № 1009 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 11.12.1997 № 1538, от 06.11.1998 № 1304, от 11.02.1999 № 154, от 30.09.2002 № 715), издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается.
Что касается авторского примечания Е.Л. Умниковой относительно учебной литературы по курсу «Православная культура» («Основы православной культуры»): «На сегодняшний день такой гриф на учебной литературе по курсу «Основы православной культуры» отсутствует», то это примечание, очевидно, призвано усилить аргументацию (в действительности – ложную аргументацию) невозможности реализации в муниципальных образовательных учреждениях Екатеринбурга учебного курса «Православная культура» даже на основе добровольности выбора.
Это примечание Е.Л. Умниковой следует оценить как несоответствующее действительности и вводящее в заблуждение, поскольку, на самом деле, целый ряд учебных пособий по курсу «Православная культура» получал гриф Министерства образования согласно пункту 18 статьи 28 и подпункту 23 пункта 2 статьи 32 Закона РФ «Об образовании».
В частности, можно указать следующие учебные пособия, ранее получившие указанные грифы:
• Христианство и религии мира. Учебное пособие / Докт. историч. наук, свящ. Петр Иванов, канд. богословия свящ. Олег Давыденков, С.Х. Каламов. – М., Про-Пресс, 2000. – 224 с. (Гриф Министерства образования Российской Федерации «рекомендовано»);
• Маслов Иоанн, схиархимандрит. Симфония по творениям святителя Тихона Задонского. – М.: Самшит, 2000. – 1200 с. (Гриф Министерства образования Российской Федерации «рекомендовано»);
• Кошмина И.В. Основы русской православной культуры. Учебное пособие для учащихся среднего и старшего школьного возраста. – М.: Гуманитраный издательский центр «Владос», 2001. – 160 с. (Гриф Министерства образования Российской Федерации «допущено»);
• Янушкявичус Р.В., Янушкявичене О.Л. Основы нравственности. Учебное пособие для школьников и студентов. Издание 3-е, дополн. – М.: Про-Пресс, 2000. – 456 с. (Гриф Министерства образования Российской Федерации «Рекомендовано»).
Следует также отметить, что предметная область по православной культуре в муниципальной школе по информационному Письму Министерства образования Российской Федерации органам управления образованием субъектов Российской Федерации от 22.10.2002 г. № 14-52-876ин/16 является весьма широкой, и целый ряд учебных пособий по различным направлениям этой предметной области (православная этика, православная история, православная художественная культура, преподавание религиоведения с православных мировоззренческих позиций и т.д.) так же получали гриф.
1. Несмотря на то, что цели появления Письма начальника Управления образования Администрации города Екатеринбурга Е.Л. Умниковой № 1911-36 от 26.10.2005 в явном виде в этом Письме не указаны, его содержание позволяет сделать вывод о направлении Е.Л. Умниковой данного Письма с целью неправомерного воспрепятствования реализации прав и законных интересов учащихся муниципальных образовательных учреждениях г. Екатеринбурга, связанных с получением ими знаний о родной для них национальной культуре, тесно связанной с культурой религиозной.
2. Представленное на отзыв Письмо Е.Л. Умниковой составлено юридически некорректно. Содержание указанного Письма позволяет сделать вывод о некомпетентности Е.Л. Умниковой в затрагиваемой ее Письмом проблематике.
Доктор юридических наук
Понкин И.В.
[1] Номер Письма нечетко вписан рукой, возможно – № 911-36.
[2] Юридическая энциклопедия / Отв. ред. Б.Н. Топорнин. – М: Юристъ, 2001. – С. 478; Юридический энциклопедический словарь / Под общ. ред. В.Е. Крутских. – М.: ИНФРА-М, 2001. – С. 194.
[3] Так же и государственных, но далее эту категорию образовательных учреждений не упоминаем, поскольку речь в данном случае идет о муниципальных образовательных учреждениях города Екатеринбурга.
[4] См. отзыв Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации на материал «Примерное содержание образования по учебному предмету “Православная культура”», выполненный по запросу заместителя министра образования Российской Федерации Л.С. Гребнева и сопровожденный письмом президента-ректора академии В.К. Егоровым № 01/22-2077 от 04.11.2002 в Министерство образования Российской Федерации.